Коронавирус школы

Оглавление [Показать]

Иногда происходящее ставит в тупик. Особенно у нас в стране.

Источник фото: всем мире паника, а мы идем на футбол!

Про коронавирус слышали все. Не слышать просто невозможно. Не поверите, но даже дети в раздевалке перед тренировкой тхеквондо говорят про это 🙂

Новость настолько громкая, что за ней граждане «не заметили» странную выходку саудов по поводу нефти, падение рынка акций (дважды), внесение правок в Конституцию РФ и «обнуление» президентского срока.

И, конечно же, во всем мире паника — от страшного вируса УЖЕ умерло в несколько раз МЕНЬШЕ, чем в автомобильных авариях только по России за прошлый месяц, но мир про это не в курсе, а поэтому очень страшно!

В Китае закрывают целые города (вот восхищаюсь дисциплиной в стране, где все еще не отменили смертную казнь). Отменяют крупнейшие спортивные и культурные мероприятия, запрещают въезд и выезд из стран, меряют температуру в аэропортах!

Да что там говорить, вечную королеву Елизавету II поместили в карантин, перевезя из Букенгемского дворца в Виндзорский замок. В общем, похоже, все по-взрослому в мире…

И только у нас почти 40 000 человек идут… на матч «Урал» — «Зенит» в Питере! Маски? Не, не слышали… Но видели (кажется) на контролерах у входа 🙂

Сегодня по делам заскочил в аквапарк. Народ отрывается по полной — на «счетчике» 192 человека. Видел даже пару мамочек, у которых в «кенгуру» сидели совсем карапузики-малыши!

Маски? В аквапарке? Где куча людей? Да вы ненормальный такое спрашивать… Мы же в аквапарк пришли!

Чего бояться стране, породившей Олю Бузову и Елену Малышеву?

Что-то я прям выставил сограждан этакими пофигистами перед всем миром, даже совестно стало.

Источник фото: хорошо, Россия тоже немного паникует!

Точнее, как паникует… скорее, вяло истерит: с полок супермаркетов и магазинов со скоростью света разбирают туалетную бумагу, макароны, тушенку.

В аптеках нет одноразовых масок (говорят, на Авито их уже меняют на iPhone 11), нет антисептиков и почти закончился Мирамистин.

В Питере и в Москве, вроде, в магазинах прилавки привычно полные, а вот в более маленьких городах знакомые пишут, что впервые увидели ПУСТЫЕ ПОЛКИ. В последний раз такое было при Горбачеве!

Но как-то это все вяло идет, без душевных порывов и без драк за последний коробок спичек и пачку соли. Почему? Да фиг его знает. Может никто не воспринимает всерьез мировой вирус?

Ну, правда, в малюсенькой Великобритании больше 1000 случаев заражения и 21 летальный, а в огромной России всего 93 (специально зашел и посмотрел свежие «оперативные данные»)

Для такой огромной страны, это вообще ни о чем! А значит, можно и на футбольчик сходить поорать и в аквапарк детей затащить. Чего бояться стране, где Елену Малышеву всерьез считают «экспертом» по вопросам… здоровья?

Ну, а теперь о серьезном

Ладно, потролили и хватит. Теперь о действительно странном, чего я лично понять не могу.

Источник фото: class=”article-render__block article-render__block_unstyled”>Школы и детские садики — места, куда мы отводим самое дорогое — наших детей. Места которые (по логике) должны В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ попадать под особое внимание в случае каких либо эпидемий, пандемий и прочих зараз.

Что происходит в школах России, если, скажем, случается вспышка обычного ежегодного гриппа? Правильно, целые классы отправляют на карантин. Домой. Подальше от возможного заражения.

Что происходит в школах России, если скажем во всем мире ВОЗ объявляет ПАНДЕМИЮ неизвестного вируса?

ДА НИЧЕГО! От слова «СОВСЕМ НИЧЕГО».

«Свободное посещение»

Их переводят на… «свободное посещение»! Т.е. «хотите — приводите». Вот так. Не приведете, тоже ругать не станем. Но и приостанавливать школьную программу тоже не будем из-за тех, у кого родители еще имеют мозги и не хотят рисковать здоровьем детей, оставив их дома.

Вчера (в понедельник 16 марта 2020 года) сотни родителей в Питере весь день ждали, что решат на «экстренном совещании» в Смольном — будет карантин или нет? Даже школьные чаты молчали в тревожном ожидании.

К вечеру классные руководители и завучи озвучили «решение свыше»:

«Короче, родители, сами решайте — мы продолжаем школьную программу, как будто ничего нет. Ругать за пропуски не будем, но и поблажек тоже не сделаем».

То есть у нас все в порядке, никаких опасностей, от которых истерит и писается со страху весь мир нет, и мы смело смотрим в завтрашний день, оставляя работать школы и сады в обычном режиме, разрешая проводить футбольные матчи на 40 000 человек (собранных тесно в одном месте), оставляя открытыми ТЦ и аквапарки.

А теперь вопрос: «В какой момент и что я упустил в этой нелепой цепочке? Когда исчезла логика в действиях?»

Завтра мои дети, Елисей и Олесенька, конечно, останутся дома. И послезавтра тоже. Мы пойдем гулять в парк, где мало людей, может, сходим на озера, посмотрим, прилетели ли уточки. Потом вернемся домой и Елисеюшка сядет учить математику, а Олесенька порисовать…

А 19 марта начнутся каникулы у первоклашек.

Но вопрос и непонимание происходящего так и будет висеть у меня в голове: «Где логика в происходящем?»

Новый тип коронавируса, которым в мире заражены уже несколько сотен тысяч человек, вероятно, сможет приспособиться к своему носителю, так как любому паразиту невыгодно убивать своего хозяина. Об этом, а также о перспективах распространения COVID-19 в России и вероятности заражения им домашних питомцев рассказал в интервью РИА Новости один из ведущих вирусологов России, профессор, заведующий лабораторией экологии микроорганизмов Школы биомедицины ДВФУ Михаил Щелканов. Беседовала Надежда Егорова.

— Михаил Юрьевич, уже начались первые испытания вакцины от коронавируса. Как вы оцениваете перспективы ее использования?

— Пока все идет успешно. Я думаю, что к лету в России вакцина уже будет. Я сохраняю надежду, что она не потребуется для широкого применения. Самый лучший вариант — вакцина остается одной из резервных. Промежуточный вариант — будут прививать только людей из группы риска — пожилых, людей с сахарным диабетом, с излишним весом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, это стандартные группы риска для ОРЗ. В худшем случае вакцину придется в качестве компонента включать в состав сезонных антигриппозных вакцин. Но не думаю, что до этого дойдет, сохраняю надежду на лучшее.

Переболевшие коронавирусом получают иммунитет, но только эксперимент даст нам возможность установить его устойчивость. Но априори мы можем говорить, что это будет несколько лет, то есть, вероятнее всего, иммунитет не будет пожизненным.

— Сможет ли человечество приспособиться к новому типу коронавируса?

— Человечество не сможет, вирус сможет. Любому паразиту невыгодно убивать своего хозяина. Если вирус будет слишком вирулентен, то это плохо для него самого. Рано или поздно в популяции вируса отберутся такие варианты, которые будут вызывать все более и более мягкие заболевания. Вирусу приспособиться намного проще, потому что он гораздо быстрее изменяется. Вообще, вирусы не существуют в виде единственного варианта, это некое облако вариантов. Из них отбираются те, которые имеют селективное преимущество перед остальными, это преимущество — слабая вирулентность по отношению к своему хозяину — человеку. То есть не мы будем к нему приспосабливаться, а он к нам, и это нормально.

— То есть когда-нибудь люди смогут переносить коронавирус на ногах?

— Грипп мы тоже в молодости переносим на ногах, а когда достигаем группы риска, это может закончиться плохо. В этом случае как раз и потребуется включение коронавирусного компонента в состав сезонных вакцин.

— Вы уже сообщали, что вирус чувствителен к высоким температурам. Есть ли риск того, что, пойдя на спад летом, с наступлением холодов коронавирус будет вновь активно циркулировать?

— Есть такой риск. Если этот вирус превратится в обычный сезонный компонент ОРВИ, то будет проявлять себя сезонно — как грипп, как другие слабовирулентные эпидемические коронавирусы.

Важно было в самом начале не дать вирусу выйти на оперативные просторы и адаптироваться к человеческой популяции. Ситуацию с SARS (тяжелым острым респираторным синдромом) — ближайшим родственником нового коронавируса — в 2002-2003 году удалось взять под контроль, и не только в КНР, но и во всем мире. То есть завозные случаи не имели таких масштабных эпидемических продолжений, чтобы вирус мог адаптироваться к человеческой популяции. Но то, что демонстрирует нам сегодня США и Евросоюз, это XVIII век. Это связано с особенностями организации здравоохранения там, в том числе противоэпидемическими мероприятиями.

— В таком случае связан ли невысокий темп распространения вируса в России с принимаемыми в нашей стране мерами безопасности?

— В России со времен Советского Союза существует лучшая в мире система обеспечения биологической безопасности. Не путайте это с системой Минздрава — я не про лечение больных, а про профилактические мероприятия, организацию противоэпидемических мер, где во главе стоит Роспотребнадзор и другие структуры. Все работают сообща и демонстрируют хороший уровень межведомственного взаимодействия. И вот вам результат — все завозные случаи, мы видим, не разрастаются до эпидемических вспышек. Есть только внутрисемейная передача вируса в худшем случае. Но часто и ее не бывает, потому что завозные случаи быстро выявляются, корректно диагностируются и оперативно локализуются.

Именно этого мы не видим в системе биологической безопасности США и Евросоюза. Тот факт, что ВОЗ несколько преждевременно объявила пандемию, связан с тем, что политические элиты США и Евросоюза запаниковали и нужно было скрыть эту панику – мол, пандемия все спишет. Но мне кажется, не должна списать.

— Достаточно ли, на ваш взгляд, мер, которые сегодня принимают в России по борьбе с коронавирусом, или стоит всем находиться дома?

— Достаточно, и даже с хорошим запасом. Единственное, что следует помнить — социальная система сложна и стохастична: кто-то сбегает из-под карантина, например. Иногда даже малейшего толчка бывает достаточно, чтобы выйти из состояния устойчивости. Поэтому надо всем подходить к мерам безопасности ответственно. Меры власти принимают более чем достаточные, но вопрос в том, насколько они окажутся достаточными для нынешнего состояния нашего общества, тут гарантий дать не может никто.

— Вы уже говорили, что этот тип коронавируса не мог быть выведен искусственно. Возможно ли, что естественно мутировавший вирус в КНР завезли, как пишут ряд СМИ?

— Этот вирус — природно-очаговый, и как все природно-очаговые вирусы он может циркулировать в популяции своего природного резервуара (в данном случае — летучих мышей) без участия человека. Межвидовой переход таких вирусов возможен, когда человек интенсифицирует популяционные взаимодействия, например, собирает большое количество диких животных для продажи на восточных рынках. Так произошло с SARS-CoV, с вирусом ближневосточного респираторного синдрома (MERS-CoV), так произошло и на рынке Уханя с эпидемиологически актуальным сегодня SARS-CoV-2. Скорее всего, из того, что мы знаем, там и произошел этот переход. Но подчеркну еще раз: это нормальный процесс.

Человечество не победило еще ни одну природно-очаговую инфекцию, и коронавирусы здесь не станут первыми. Поэтому по отношению к природно-очаговым вирусам принцип может быть только один — постоянный регулярный мониторинг, чтобы, отслеживая интенсификацию циркуляции вируса, ученые могли делать разумные научно-обоснованные предположения. Грантовая система, к сожалению, не способствует регулярному мониторингу природно-очаговых вирусов, и это печально.

Кроме того, выясняется, что вирусологических мощностей в России не хватает. Молекулярно-генетические системы сделали быстро, а с особо опасными вирусами у нас могут работать очень немногие учреждения. На Дальнем Востоке их совсем нет. Поэтому необходимо развивать и укреплять систему вирусологических лабораторий высшего уровня биологической безопасности.

— А сколько сейчас таких лабораторий в стране?

— Учреждений мирового уровня два: это новосибирский “Вектор” и НИИ микробиологии Минобороны. Это все, кто в стране работает по первой группе патогенов. То есть восточнее Новосибирска у нас большое белое пятно, хотя специалисты есть и школы можно было бы создать за разумное время. Но нужен четко сформулированный политический заказ.

— Есть ли данные об этнической и генетической избирательности коронавируса?

— Нет. Нет никаких научно обоснованных подтверждений того, что этническая принадлежность может усиливать или ослаблять действие вируса. В случае возраста — да. Известно, что дети до 12 лет — это статистически обосновано, и мы знаем молекулярный механизм этого — болеют реже и в более мягкой форме. Но это не означает, что их нужно исключить из группы риска. С возрастом человек попадает в другие группы риска — у него появляется лишний вес, сердечно-сосудистые заболевания и так далее. Но и лица среднего возраста отнюдь не защищены только благодаря своему возрасту.

— Могут ли домашние животные заражаться?

— Многие млекопитающие могут заражаться. Но мы не знаем, насколько интенсивно они болеют и сколько вируса они выделяют. Редко когда летучие мыши в том же Китае напрямую заражают человека. Чаще всего они сначала заражают промежуточных хозяев. В случае с SARS в 2002 году это были гималайские циветы, которых в Восточной Азии используют в пищу. В случае с ближневосточным респираторным синдромом это были верблюды, которые заражались сами и заражали потом людей. В случае с новым коронавирусом промежуточного хозяина мы еще не знаем достоверно, но, вероятно, это могут быть панголины — экзотические животные, которых активно используют в восточной кухне и восточной медицине.

Существует вероятность заражения мелких млекопитающих, собак и кошек в том числе, но это не означает, что, болея, они способны заражать человека. Мы их не едим, в отличие от тех же гималайских цивет в Китае. Вероятно, в наших условиях они (Домашние животные. — Прим. ред.) тоже являются жертвами, тупиковыми ветвями циркуляции вируса. Но это все надо изучать.

— Какие у вас прогнозы на течение и завершение пандемии?

— Пандемия закончится, когда она закончится в США и Евросоюзе, потому что под них она была создана. Это будет волевое решение ВОЗ, столь же политически ангажированное, как и решение ее объявить.

В России количество завозных случаев будет увеличиваться до некоторого момента, пока наши соотечественники продолжают возвращаться из-за рубежа. Но я надеюсь, что на территории России такой эпидемической волны, как в Евросоюзе, не будет.

Что касается США и Западной Европы — судя по их действиям, ни в какое сравнение не идущими с четкими слаженными действиями КНР, там может быть что угодно. Именно этот пожар может легко перекинуться — и перекидывается — и на соседние страны. Что касается Российской Федерации, то она продолжает являться оплотом европейской стабильности, причем во всех смыслах.

1.       Как COVID-19 повлиял на образование в мире?

Согласно данным ЮНЕСКО, каждый пятый ребенок в мире не может полноценно получать образование. 

Средние и высшие учебные заведения закрываются на карантин: на уровне всей страны (например, в Италии, Польше и Украине), на уровне региона (Липецкая область РФ) и на уровне школы, как в Москве, где у одной ученицы выявили вирус. 

Закрыты все школы – 29 стран.
Закрыты школы на уровне регионов – 20 стран.

При введении мер карантина возникают проблемы. Например, проректоры университетов Великобритании заявили правительству, что тысячам студентам просто некуда деваться – многие из них приехали учиться из разных городов и стран. Кстати, министерство образования Великобритании настаивает на том, чтобы и школы оставались открытыми.

2.       Как эпидемия скажется на экзаменах?

Пока ни в одной стране мира не заявили об изменении порядка экзаменов. Хотя ЮНЕСКО обратила внимание, что долгий перерыв между занятиями не дает возможности полноценно готовиться к итоговой аттестации и посещать дополнительные внеурочные занятия. 

Рособрнадзор также пока не планирует переносить даты ОГЭ и ЕГЭ. Как сообщает пресс-служба, для этого причин еще нет.

3.  Рассказывать ли маленьким детям о коронавирусе?

ЮНЕСКО рекомендует защитить детей от той информации, которую они не в состоянии обработать – новостных репортажей и тревожных разговоров. Если дети задают вопросы про вирус, можно перевести разговор на тему здоровья вообще, о том, как ухаживать за собой и, например, как важно правильно мыть руки.

Ситуация с эпидемией – хороший повод вернуться к основам навыков самозащиты, которые позволят детям нести ответственность за свое здоровье и здоровье других людей на протяжении всей их жизни. 

4. Как рассказать ученикам средней и старшей школы о коронавирусе?

Чтобы ваши ученики не поддавались массовому психозу или не передавали друг другу ложную и вредную информацию, объясните им на основании проверенных источников, что это за заболевание и как защитить себя. 

Боритесь с предрассудками, например «китаец — он всех заразит» или «если твоя бабушка кашляет, значит, она смертельно больна». Дайте понять детям, что заражение болезнью не зависит от национальности и возраста.

Попробуйте сделать грозный вирус интересной темой для урока и заодно напомнить школьникам о правилах безопасности, например, на математике можно попросить учеников решить уравнение, рассчитывающее распространение фейковых новостей в процентах. На уроке русского языка актуальным окажется диктант-памятка, как защититься от коронавируса. Только предварительно предупредите школьников, что слово пишется через «а». 

Используйте плакаты, видеоролики, которые сегодня в большом количестве можно найти в интернете на сайтах эпидемиологических служб. Можно использовать даже комиксы.

5. Как быть, если ваше учебное заведение закрыто на карантин? 

В странах, где школы уже находятся на карантине, власти стараются организовать онлайн-обучение. Наиболее масштабную систему развернули в Китае. 

ЮНЕСКО предупреждает о том, что есть проблема психологической неготовности школьников и родителей к удаленным урокам, а также о том, что не у всех для этого есть финансовые возможности – наличие техники и доступа к специализированным платформам.

В России с дистанционным обучением дела обстоят достаточно хорошо. Например, платформа ЯКласс хорошо показала себя в период действиях карантина гриппа. ЯКласс станет подспорьем и для выпускников – до ЕГЭ осталось меньше трёх месяцев, а на платформе можно заниматься по тематическим онлайн-тренажёрам.

Успешные практики использования  ЯКласс Педсовет  и другие СМИ освещали уже не раз. Например, текст Анастасии Подковыркиной из Екатеринбурга или репортаж Первого канала из школы № 55 г. Воронежа.

  Партнерский материал

Подписаться на канал ЯКласс

Число завозных случаев коронавируса в России по мере возвращения соотечественников из-за рубежа будет понемногу увеличиваться, но взрывной волны эпидемии не будет, заявил профессор, заведующий лабораторией экологии микроорганизмов Школы биомедицины ДВФУ Михаил Щелканов.

Он добавил, что пандемия закончится тогда, когда она прекратится в США и странах Европы. В России эпидемической волны, подобной той, что мы наблюдаем в Евросоюзе, не будет. Однако сложно сказать, как ситуация будет развиваться в США и Западной Европе, предпринимаемые там меры сильно отличаются от того, как слаженно работают в Китае.

«Что касается Российской Федерации, то она продолжает являться оплотом европейской стабильности, причем во всех смыслах», – добавил профессор.

Щелканов пояснил, что в России со времен СССР действует лучшая система эпидемической безопасности.  Речь идет не о Минздраве, а о Роспотребнадзоре. Уровень межведомственного согласования работает на высоте. «И вот вам результат — все завозные случаи, мы видим, не разрастаются до эпидемических вспышек», – напомнил вирусолог. В худшем случае есть внутрисемейная передача коронавируса. Да и то, многие случаи купируются.

Читайте материал: В ВОЗ ужаснулись безалаберности русских по коронавирусу и напророчили худшее

коронавирус школы

Каникулы и свободное посещение в школах

  • В государственных школах Москвы введено свободное посещение.

«Решать, продолжает ли ребенок ходить в школу или остается дома, будут родители. Им в данном случае виднее. У каждой семьи могут быть свои обстоятельства, да и иммунитет у ребятишек разный», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин.

  • Частным школам столицы власти рекомендовали уйти на две недели на каникулы или перейти на дистанционное обучение.
  • Десяти школам при посольствах стран с неблагополучной эпидемиологической ситуацией департамент образования Москвы рекомендовал уйти на каникулы на две недели.
  • Сразу после Москвы режим свободного посещения ввело Подмосковье. Начиная с 16 марта во всех подмосковных школах и детских садах вводится свободное посещение по усмотрению родителей или законных представителей ребенка. При этом школы и детсады продолжат работу в штатном режиме.

    «Режим свободного посещения не означает отмену занятий. Ребенок, оставшись дома, получит новый материал и домашнее задание через «Школьный портал». Кроме того, со следующей недели мы запускаем платформу онлайн-обучения, где ребята, пропускающие занятия, смогут полноценно учиться, не выходя из дома», — заявила министр образования Московской области Ирина Каклюгина.

  • Министерство просвещения направило во все регионы страны рекомендации Роспотребнадзора по усилению мер санитарно-эпидемиологического контроля в детских садах, школах, организациях среднего профессионального образования и дополнительного образования детей. Министерство рекомендовало при необходимости переходить на дистанционную форму.

коронавирус школы

По мнению опрошенных РБК юристов, закон не дает оснований родителям не ходить на работу, если школьник отправлен на карантин. Распространение коронавируса было признано московскими властями обстоятельствами «непреодолимой силы», но эксперты считают, что и это не позволяет сотруднику не выйти на работу без последующих санкций со стороны работодателя.

К вечеру 14 марта в Москве выявлено 33 случая заражения коронавирусом. Общее число выявленных случаев в России — 59. По словам заммэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой, более 13 тыс. жителей столицы, вернувшихся из стран, где было отмечено значительное количество случаев заражения коронавирусной инфекцией, находятся в самоизоляции.

Число заразившихся коронавирусом во всем мире, согласно данным SCMP, превысило 149 тыс. человек, умерли 5 720 человек. Решение о временной приостановке работы школ и вузов из-за карантина приняли многие страны Европы, в том числе Франция, Италия, Чехия и Украина.

Новый коронавирус, вызвавший пандемию, получившую название COVID-19, выявлен практически во всех странах. Последней европейской страной, где было зафиксировано заражение, стала Черногория. В России число заболевших с подтвержденным диагнозом пока невелико, тем не менее власти, как говорится, держат руку на пульсе. Так, российских школьников досрочно отправили на каникулы, а все учреждения культуры федерального подчинения временно ушли на карантин.

Коронавирус: последние данные на 18 марта

— Всего в мире заражено человека, умерли , излечились .

— Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен призвала разблокировать внутренние границы Евросоюза, чтобы на фоне закрытия Шенгенской зоны решить проблему транспортного коллапса и дать людям возможность вернуться домой.

— Число подтвержденных случаев заражения коронавирусом в Германии выросло до 8198 человек.

— В бундестаге призвали снять санкции с России в связи с ситуацией по коронавирусу.

— Визит президента Франции Эммануэля Макрона в Москву на 75-летие Победы не ставится под сомнение.

— Количество смертей от коронавируса в мире превысило число смертей от вируса в Китае.

Ситуация с коронавирусом в России

— В России зафиксировано случаев заболевания, пять человек излечились, произведено тестов на коронавирус.

— Вся актуальная информация по ситуации с коронавирусом в РФ доступна на сайте стопкоронавирус.рф (Коронавирус COVID–19). Также действует горячая линия 8-800-2000-112.

Российские школы уходят на каникулы

Ситуация с распространением коронавируса заставила власти принять решение о досрочном начале весенних каникул во всех российских школах. Каникулы в школах объявлены с 23 марта по 12 апреля, об этом рассказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Вакцина на подходе

В ЕС заявили, что вакцина от коронавируса может появиться уже этой осенью и практически сразу стать доступной для людей. Об этом заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Разработками вакцины занимаются в нескольких странах, Евросоюз финансирует эту программу на 80 миллионов евро, которые предоставлены немецкой биотехнологической компании CureVac.

Девочка, заразившаяся коронавирусом, два дня посещала школу в Москве, сообщает оперативный штаб по контролю и мониторингу ситуации с коронавирусом в столице.

«Один из заболевших — подросток, который получает необходимое лечение в инфекционной больнице. Два дня, 2 и 3 марта, девочка посещала школу. Начиная с 4 марта находилась дома. С 10 марта её класс был закрыт на карантин в связи с сезонной заболеваемостью гриппом и ОРВИ», — говорится в сообщении.

Отмечается, что в настоящее время на карантин закрыто здание.

Ранее стало известно, что число выявленных случаев заражения коронавирусной инфекцией COVID-19 в Москве составляет 24.

13 марта Министерство здравоохранения России запустило на своём сайте раздел оперативного оповещения и публикации статистических данных по коронавирусной инфекции COVID-19. В частности, ведомство разъяснило правила прохождения карантина.

Ошибка в тексте?

Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»

Кадры с места главных событий дня на нашем

Youtube

Как защититься от коронавируса2019-nCoV

Известно, что на 28.01.2020 уже 6057 человек инфицированы и зарегистрировано не менее 130 смертей.

Большая часть случаев заболеваний зафиксированы в Китае, но на 29.01.2020 подтверждены завозные случаи заболевания более чем в 15 странах, включая Францию, Германию, Австралию и США. Вторичного распространения инфекции в этих странах не отмечается.

 

Что такое коронавирусы?

Коронавирусы — это семейство вирусов, которые преимущественно поражают животных, но в некоторых случаях могут передаваться человеку. Обычно заболевания, вызванные коронавирусами, протекают в лёгкой форме, не вызывая тяжёлой симптоматики. Однако, бывают и тяжёлые формы, такие как ближневосточный респираторный синдром (Mers) и тяжёлый острый респираторный синдром (Sars).

Каковы симптомы заболевания, вызванного новым коронавирусом?

  • Чувство усталости
  • Затруднённое дыхание
  • Высокая температура
  • Кашель и / или боль в горле

Симптомы во многом сходны со многими респираторными заболеваниями, часто имитируют обычную простуду, могут походить на грипп.

Если у вас есть аналогичные симптомы, подумайте о следующем:

  • Вы посещали в последние две недели в зоны повышенного риска (Китай и прилегающие регионы)?
  • Вы были в контакте с кем-то, кто посещал в последние две недели в зоны повышенного риска (Китай и прилегающие регионы)?

Если ответ на эти вопросы положителен, к симптомам следует отнестись максимально внимательно.

Как передаётся коронавирус?

Как и другие респираторные вирусы, коронавирус распространяется через капли, которые образуются, когда инфицированный человек кашляет или чихает. Кроме того, он может распространяться, когда кто-то касается любой загрязнённой поверхности, например дверной ручки. Люди заражаются, когда они касаются загрязнёнными руками рта, носа или глаз.

Изначально, вспышка произошла от животных, предположительно, источником стал рынок морепродуктов в Ухани, где шла активная торговля не только рыбой, но и такими животными, как сурки, змеи и летучие мыши.

Как защитить себя от заражения коронавирусом?

Самое важное, что можно сделать, чтобы защитить себя, — это поддерживать чистоту рук и поверхностей.

Держите руки в чистоте, часто мойте их водой с мылом или используйте дезинфицирующее средство.

Также старайтесь не касаться рта, носа или глаз немытыми руками (обычно такие прикосновения неосознанно свершаются нами в среднем 15 раз в час).

Носите с собой дезинфицирующее средство для рук, чтобы в любой обстановке вы могли очистить руки.

Всегда мойте руки перед едой.

Будьте особенно осторожны, когда находитесь в людных местах, аэропортах и других системах общественного транспорта. Максимально сократите прикосновения к находящимся в таких местах поверхностям и предметам, и не касайтесь лица.

Носите с собой одноразовые салфетки и всегда прикрывайте нос и рот, когда вы кашляете или чихаете, и обязательно утилизируйте их после использования.

Не ешьте еду (орешки, чипсы, печенье и другие снеки) из общих упаковок или посуды, если другие люди погружали в них свои пальцы.

Избегайте приветственных рукопожатий и поцелуев в щеку.

На работе- регулярно очищайте поверхности и устройства, к которым вы прикасаетесь (клавиатура компьютера, панели оргтехники общего использования, экран смартфона, пульты, дверные ручки и поручни).

  1. Аккуратно закройте нос и рот маской и закрепите её, чтобы уменьшить зазор между лицом и маской.
  2. Не прикасайтесь к маске во время использования. После прикосновения к использованной маске, например, чтобы снять её, вымойте руки.
  3. После того, как маска станет влажной или загрязнённой, наденьте новую чистую и сухую маску.
  4. Не используйте повторно одноразовые маски. Их следует выбрасывать после каждого использования и утилизировать сразу после снятия.

Что можно сделать дома.

Расскажите детям о профилактике коронавируса. Дети и подростки больше других рискуют заразиться, они часто близко взаимодействуют друг с другом и не являются эталоном в поддержании чистоты.

Объясните детям, как распространяются микробы, и почему важна хорошая гигиена рук и лица.

Убедитесь, что у каждого в семье есть своё полотенце, напомните, что нельзя делиться зубными щётками и другими предметами личной гигиены.

Часто проветривайте помещение.

Можно ли вылечить новый коронавирус?

На сегодняшний день большинство заболевших людей выздоравливают. Необходимо обращаться за медицинской помощью. Врач госпитализирует по показаниям и назначит лечение.

Не существует специфического противовирусного препарата от нового коронавируса- так же, как нет специфического лечения от большинства других респираторных вирусов, вызывающих простудные заболевания.

Но есть схемы лечения и препараты, которые помогают выздороветь.

Самым опасным осложнением является вирусная пневмония. Чтобы вовремя начать лечение нужно своевременно обратиться за медицинской помощью.

Кто в группе риска?

Люди всех возрастов рискуют заразиться вирусом. В заявлении комиссии по здравоохранению Ухани говорится, что в основном заболели люди старше 50-ти лет.

Однако, как и в случае большинства других вирусных респираторных заболеваний, люди с ослабленной иммунной системой, имеющие сопутствующие болезни — в зоне риска.

Есть ли вакцина для нового коронавируса?

В настоящее время такой вакцины нет, однако, в ряде стран уже начаты её разработки.

В чем разница между коронавирусом и вирусом гриппа?

Коронавирус и вирус гриппа могут иметь сходные симптомы, но генетически они абсолютно разные.

Вирусы гриппа размножаются очень быстро — симптомы проявляются через два-три дня после заражения, а коронавирусу требуется для этого до 14 дней.

Новый коронавирус страшнее прошлых эпидемий?

Испанка, или испанский грипп, вызванный вирусом H1N1 — остаётся самой разрушительной пандемией гриппа в современной истории. Заболевание охватило весь земной шар в 1918 году и, по оценкам, привело к гибели от 50 до 100 миллионов человек.

Вспышка свиного гриппа 2009 года, унесла жизни 575,400 человек.

Азиатский грипп в 1957 году, привёл к гибели примерно двух миллионов человек, а гонконгский грипп 11 лет спустя унёс один миллион человек.

Приложение №2

Коронавирус 2019 nCoV— поможет маска!

В условиях сложившейся ситуации в отношении увеличения потенциального риска завоза и распространения на территории Российской Федерации нового коронавируса 2019 — nCoV, напоминаем о целесообразности использования одноразовой медицинской маски в качестве эффективной меры профилактики заражения и распространения инфекции.

Коронавирус 2019 — nCoVпередаётся от человека к человекупри близком контакте, через микрокапли респираторных выделений, которые образуются, когда инфицированные люди говорят, чихают или кашляют.

Также, заражение может происходить в результате непосредственного или косвенного контакта здорового человека с респираторными выделениями инфицированного.

Использование одноразовой медицинской маски предотвращает попадание в организм здорового человека капель респираторных выделений, которые могут содержать вирусы, через нос и рот.

Надевайте маску, когда ухаживаете за членом семьи с симптомами вирусного респираторного заболевания.

Если вы больны, или у вас симптомы вирусного респираторного заболевания, наденьте маску перед тем, как приближаться к другим людям.

Если у вас симптомы вирусного респираторного заболевания и вам необходимо обратиться к врачу, заблаговременно наденьте маску, чтобы защитить окружающих в зоне ожидания.

  • Носите маску, когда находитесь в людных местах.
  • Используйте маску однократно, повторное использование маски недопустимо. Меняйте маску каждые 2-3 часа или чаще.
  • Если маска увлажнилась, её следует заменить на новую.
  • После использования маски, выбросьте её и вымойте руки.

Одноразовая медицинская маска, при правильном использовании — надёжный и эффективный метод снижения риска заражения коронавирусом и предотвращения распространения гриппа

Приложение №3

Памятка

Использование одноразовой маски снижает вероятность заражения коронавирусом 2019- ncov

  • Надевайте маску в закрытых помещениях, в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания
  • Маска должна плотно прилегать к лицу и закрывать рот, нос и подбородок
  • При наличии вшитого крепления в области носа, его надо плотно прижать к спинке носа
  • Если на маске есть специальные складки, — расправьте их
  • Меняйте маску на новую каждые 2-3 часа или чаще
  • Выбрасывайте маску в урну сразу после использования
  • После прикосновения к использованной маске, — тщательно вымойте руки с мылом
  • Носить маску на безлюдных открытых пространствах — нецелесообразно повторно использовать маску нельзя
  • Только в сочетании с тщательной гигиеной рук и карантинными мерами использование маски будет максимально эффективно для
  • Предотвращения заражения и распространения коронавируса 2019 — ncov
  • Максимально эффективно использование маски — только в сочетании с вакцинацией, тщательной гигиеной руки карантинными мерами

Что нужно делать в период активной  циркуляции возбудителей гриппа, коронавирусной инфекции и других возбудителей острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) для того, чтобы предотвратить собственное заражение и обезопасить окружающих, если заболели вы?

Возбудители всех этих заболеваний высоко заразны и передаются преимущественно воздушно-капельным путем.

При чихании и кашле в воздухе вокруг больного человека распространяются микрокапли его слюны, мокроты и респираторных выделений, которые содержат вирусы. Более крупные капли оседают на окружающих предметах, и поверхностях, мелкие -долго находятся в воздухе и переносятся на расстояния до нескольких сот метров, при этом вирусы сохраняют способность к заражению от нескольких часов до нескольких дней. Основные меры гигиенической профилактики направлены на предотвращение контакта здоровых людей с содержащими вирусы частицами выделений больного человека.

Соблюдение следующих гигиенических правил позволит существенно снизить риск заражения или дальнейшего распространения гриппа, коронавирусной инфекции и других ОРВИ.

.

Как не заразиться

  • Мыть руки после посещения любых общественных мест, транспорта, прикосновений к дверным ручкам, деньгам, оргтехнике общественного пользования на рабочем месте, перед едой и приготовлением пищи. Уделите особое внимание тщательному намыливанию (не менее 20 секунд), и последующему полному осушению рук.
  • После возвращения с улицы домой — вымыть руки и лицо с мылом, промыть нос изотоническим раствором соли.
  • Прикасаться к лицу, глазам-только недавно вымытыми руками. При отсутствии доступа к воде и мылу, для очистки рук использовать дезинфицирующие средства на спиртовой основе. Или воспользоваться одноразовой салфеткой, при необходимости прикосновения к глазам или носу
  • Надевать одноразовую медицинскую маску в людных местах и транспорте. Менять маску на новую надо каждые 2-3 часа, повторно использовать маску нельзя.
  • Отдавать предпочтение гладким прическам, когда вы находитесь в местах скопления людей, распущенные волосы, часто контактируя с лицом, увеличивают риск инфицирования.
  • Избегать близких контактов и пребывания в одном помещении с людьми, имеющими видимые признаки ОРВИ (кашель, чихание, выделения из носа).
  • Не прикасаться голыми руками к дверным ручкам, перилам, другим предметам и поверхностям в общественных пространствах.
  • Ограничить приветственные рукопожатия, поцелуи и объятия.
  • Чаще проветривать помещения.
  • Не пользоваться общими полотенцами.

Как не заразить окружающих

  • Минимизировать контакты со здоровыми людьми (приветственные рукопожатия, поцелуи).
  • Если вы испытываете недомогание, но вынуждены общаться с другими людьми или пользоваться общественным транспортом — использовать одноразовую маску, обязательно меняя ее на новую каждый час.
  • При кашле или чихании обязательно прикрывать рот, по возможности — одноразовым платком, если его нет — ладонями или локтевым сгибом.
  • Пользоваться только личной или одноразовой посудой.
  • Изолировать от домочадцев свои предметы личной гигиены: зубную щетку, мочалку, полотенца.
  • Проводить влажную уборку дома ежедневно, включая обработку дверных ручек, выключателей, панелей управления оргтехникой.

Грипп, коронавирусная инфекция и другие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) находятся на первом месте по числу ежегодно заболевающих людей

Несмотря на постоянные усилия, направленные на борьбу с возбудителями гриппа, коронавирусной инфекции и других ОРВИ победить их до сих пор не удается.

Ежегодно от осложнений гриппа погибают тысячи человек.

Это связано с тем, что вирусы, прежде всего вирусы гриппа и коронавирусы обладают способностью менять свою структуру и мутировавший вирус, способен поражать человека вновь. Так, переболевший гриппом человек имеет хороший иммунный барьер, но тем не менее новый измененный вирус, способен легко проникать через него, так как иммунитета против этого вида вируса организм пока не выработал.

Для кого наиболее опасна встреча с вирусом?

Особо тяжело переносят инфекцию дети и пожилые люди, для этих возрастных групп очень опасны осложнения, которые могут развиться во время заболевания. Дети болеют более тяжело в связи с тем, что их иммунная система еще не встречалась с данным вирусом, а для пожилых людей, также, как и для людей с хроническими заболеваниями, вирус опасен по причине ослабленной иммунной системы.

Группы риска

  • Дети
  • Люди старше 60 лет
  • Люди с хроническими заболеваниями легких (бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких)
  • Люди с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы (врожденные пороки сердца, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность)
  • Беременные женщины
  • Медицинские работники
  • Работники общественного транспорта, предприятий общественного питания

Каким образом происходит заражение?

Инфекция передается от больного человека здоровому через мельчайшие капельки слюны или слизи, которые выделяются во время чихания, кашля разговора. Возможна и контактная передача.

Симптомы

В зависимости от конкретного вида возбудителя симптомы могут значительно различаться, как по степени выраженности, так и по вариантам сочетания.

  • Повышение температуры
  • Озноб, общее недомогание, слабость головная боль, боли в мышцах
  • Снижение аппетита, возможны тошнота и рвота
  • Конъюнктивит (возможно)
  • Понос (возможно)

В среднем, болезнь длится около 5 дней. Если температура держится дольше, возможно, возникли осложнения.

Осложнения

  • Пневмония
  • Энцефалит, менингит
  • Осложнения беременности, развитие патологии плода
  • Обострение хронических заболеваний

Лечение заболевания проводится под контролем врача, который только после осмотра пациента назначает схему лечения и дает другие рекомендации. Заболевший должен соблюдать постельный режим, полноценно питаться и пить больше жидкости.

Антибиотики

Принимать антибиотики в первые дни заболевания — большая ошибка. Антибиотики не способны справиться с вирусом, кроме того, они неблагоприятно влияют на нормальную микрофлору. Антибиотики назначает только врач, только в случае развития осложнений, вызванных присоединением бактериальной инфекции. Принимать антибактериальные препараты в качестве профилактики развития осложнений- опасно и бесполезно.

Заболевший человек должен оставаться дома и не создавать угрозу заражения окружающих.

Профилактика

Самым эффективным способом профилактики гриппа является ежегодная вакцинация. Состав вакцины против гриппа меняется ежегодно. Прежде всего, вакцинироваться рекомендуется тем, кто входит в группу риска. Оптимальное время для вакцинации октябрь-ноябрь. Вакцинация детей против гриппа возможна, начиная с 6-месячного возраста.

Вакцины против большинства возбудителей острых респираторных вирусных инфекций не разработаны.

Универсальные меры профилактики

  • Часто и тщательно мойте руки
  • Избегайте контактов с кашляющими людьми
  • Придерживайтесь здорового образа жизни (сон, здоровая пища, физическая активность)
  • Пейте больше жидкости
  • Регулярно проветривайте и увлажняйте воздух в помещении, в котором находитесь
  • Реже бывайте в людных местах
  • Используйте маску, когда находитесь в транспорте или в людных местах
  • Избегайте объятий, поцелуев и рукопожатий при встречах
  • Не трогайте лицо, глаза, нос немытыми руками

При первых признаках вирусной инфекции – обратитесь к врачу!

В период активной циркуляции возбудителей гриппа, коронавирусной инфекции, и других возбудителей острых респираторных вирусных инфекций напоминаем о целесообразности использования одноразовой медицинской маски в качестве эффективной меры профилактики заражения и ограничения распространения инфекции.

Эти вирусы передаются от человека к человеку преимущественно воздушно-капельным путём, через микрокапли респираторных выделений, которые образуются, когда инфицированные люди говорят, чихают или кашляют.

С воздухом эти капли могут попасть на поверхность слизистой оболочки верхних дыхательных путей здоровых людей, которые находятся рядом с заражённым человеком.

Заражение может происходить и в результате непосредственного или косвенного контакта здорового человека с респираторными выделениями инфицированного.

Использование одноразовой медицинской маски предотвращает попадание в организм здорового человека капель респираторных выделений, которые могут содержать вирусы, через нос и рот.

  • Надевайте маску, когда ухаживаете за членом семьи с симптомами вирусного респираторного заболевания.
  • Если вы больны, или у вас симптомы вирусного респираторного заболевания, наденьте маску перед тем, как приближаться к другим людям.
  • Если у вас симптомы вирусного респираторного заболевания и вам необходимо обратиться к врачу, заблаговременно наденьте маску, чтобы защитить окружающих в зоне ожидания.
  • Носите маску, когда находитесь в людных местах.
  • Используйте маску однократно, повторное использование маски недопустимо.
  • Меняйте маску каждые 2-3 часа или чаще.
  • Если маска увлажнилась, её следует заменить на новую.
  • После использования маски, выбросьте её и вымойте руки.

Одноразовая медицинская маска, при правильном использовании – надёжный и эффективный метод снижения риска заражения и предотвращения распространения гриппа, коронавируса и других возбудителей ОРВИ

Памятка: Профилактика гриппа и коронавирусной инфекции
Вирусы гриппа и коронавирусной инфекции вызывают у человека респираторные заболевания разной тяжести. Симптомы заболевания аналогичны симптомам обычного (сезонного) гриппа. Тяжесть заболевания зависит от целого ряда факторов, в том числе от общего состояния организма и возраста.

Предрасположены к заболеванию: пожилые люди, маленькие дети, беременные женщины и люди, страдающие хроническими заболеваниями (астмой, диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями), и с ослабленным иммунитетом.
ПРАВИЛО    1. ЧАСТО МОЙТЕ РУКИ С МЫЛОМ

Чистите и дезинфицируйте поверхности, используя бытовые моющие средства.

Гигиена рук — это важная мера профилактики распространения гриппа и коронавирусной инфекции. Мытье с мылом удаляет вирусы. Если нет возможности помыть руки с мылом, пользуйтесь спиртсодержащими или дезинфицирующими салфетками.

Чистка и регулярная дезинфекция поверхностей (столов, дверных ручек, стульев, гаджетов и др.) удаляет вирусы.

ПРАВИЛО 2. СОБЛЮДАЙТЕ РАССТОЯНИЕ И ЭТИКЕТ
Вирусы передаются от больного человека к здоровому воздушно -капельным путем (при чихании, кашле), поэтому необходимо соблюдать расстояние не менее 1 метра от больных.

Избегайте трогать руками глаза, нос или рот. Вирус гриппа и коронавирус распространяются этими путями.

Надевайте маску или используйте другие подручные средства защиты, чтобы уменьшить риск заболевания.

При кашле, чихании следует прикрывать рот и нос одноразовыми салфетками, которые после использования нужно выбрасывать.

Избегая излишние поездки и посещения многолюдных мест, можно уменьшить риск заболевания.
ПРАВИЛО 3. ВЕДИТЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровый образ жизни повышает сопротивляемость организма к инфекции. Соблюдайте здоровый режим, включая полноценный сон, потребление пищевых продуктов богатых белками, витаминами и минеральными веществами, физическую активность.

ПРАВИЛО 4.  ЗАЩИЩАЙТЕ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОЙ МАСКИ

Среди прочих средств профилактики особое место занимает ношение масок, благодаря которым ограничивается распространение вируса.

Медицинские маски для защиты органов дыхания используют:

—     при посещении мест массового скопления людей, поездках в общественном транспорте в период роста заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями;

— при уходе за больными острыми респираторными вирусными инфекциями;

— при общении с лицами с признаками острой респираторной вирусной инфекции;

— при рисках инфицирования другими инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем.

КАК ПРАВИЛЬНО НОСИТЬ МАСКУ?
Маски могут иметь разную конструкцию. Они могут быть одноразовыми или могут применяться многократно. Есть маски, которые служат 2, 4, 6 часов. Стоимость этих масок различная, из-за различной пропитки. Но нельзя все время носить одну и ту же маску, тем самым вы можете инфицировать дважды сами себя. Какой стороной внутрь носить медицинскую маску — непринципиально.

Чтобы обезопасить себя от заражения, крайне важно правильно ее носить:
— маска должна тщательно закрепляться, плотно закрывать рот и нос, не оставляя зазоров;

— старайтесь не касаться поверхностей маски при ее снятии, если вы ее коснулись, тщательно вымойте руки с мылом или спиртовым средством;

— влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую;
— не используйте вторично одноразовую маску;

— использованную одноразовую маску следует немедленно выбросить в отходы.
При уходе за больным, после окончания контакта с заболевшим, маску следует немедленно снять. После снятия маски необходимо незамедлительно и тщательно вымыть руки.

Маска уместна, если вы находитесь в месте массового скопления людей, в общественном транспорте, а также при уходе за больным, но она нецелесообразна на открытом воздухе.

Во время пребывания на улице полезно дышать свежим воздухом и маску надевать не стоит.

Вместе с тем, медики напоминают, что эта одиночная мера не обеспечивает полной защиты от заболевания. Кроме ношения маски необходимо соблюдать другие профилактические меры.

ПРАВИЛО 5.  ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГРИППОМ, КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ?

Оставайтесь дома и срочно обращайтесь к врачу.
Следуйте предписаниям врача, соблюдайте постельный режим и пейте как можно больше жидкости.

КАКОВЫ СИМПТОМЫ ГРИППА/КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ высокая температура тела, озноб, головная боль, слабость, заложенность носа, кашель, затрудненное дыхание, боли в мышцах, конъюнктивит.

В некоторых случаях могут быть симптомы желудочно-кишечных расстройств: тошнота, рвота, диарея.

КАКОВЫ ОСЛОЖНЕНИЯ

Среди осложнений лидирует вирусная пневмония. Ухудшение состояния при вирусной пневмонии идёт быстрыми темпами, и у многих пациентов уже в течение 24 часов развивается дыхательная недостаточность, требующая немедленной респираторной поддержки с механической вентиляцией лёгких.

Быстро начатое лечение способствует облегчению степени тяжести болезни.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ В СЕМЬЕ КТО-ТО ЗАБОЛЕЛ ГРИППОМ/
КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ?

Вызовите врача.

Выделите больному отдельную комнату в доме. Если это невозможно, соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больного.
Ограничьте до минимума контакт между больным и близкими, особенно детьми, пожилыми людьми и лицами, страдающими хроническими заболеваниями.
Часто проветривайте помещение.

Сохраняйте чистоту, как можно чаще мойте и дезинфицируйте поверхности бытовыми моющими средствами.

Часто мойте руки с мылом.

Ухаживая за больным, прикрывайте рот и нос маской или другими защитными средствами (платком, шарфом и др.).
Ухаживать за больным должен только один член семьи.

Российские школы уйдут на трехнедельные каникулы из-за коронавируса, передает РИА Новости со ссылкой на министра просвещения Сергея Кравцова.

Ученики не будут посещать школы с 23 марта по 12 апреля включительно. По словам Кравцова, для школьников будет организована поддержка дистанционного обучения.

Временно исполняющий обязанности руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев добавил, что досрочную сдачу Единого госэкзамена из-за ситуации с распространением коронавируса перенесут на основной период.

Министерство культуры РФ 17 марта также приняло решение временно закрыть для посещения подведомственные ему учреждения. Речь идёт о театрах, цирках, филармониях, кинотеатрах. коронавирус школы

Напомним, 11 марта ВОЗ объявила пандемию коронавируса. По последним данным, в мире насчитывается больше 170 тысяч инфицированных вирусом COVID-19 в 151 стране. В России выявлено 114 случаев заражения. В Кремле считают, что пока нет необходимости для введения режима чрезвычайной ситуации на территории страны.

Если карантин не закончится 3 апреля, школьников могут перевести на дистанционное обучение или продлить учебный год

Украинские ученики не сядут за парты как минимум до третьего апреля. Что будет дальше, зависит от того, как будет развиваться ситуация с коронавирусом в Украине. По состоянию на утро 20 марта в Украине уже 26 подтвержденных случаев COVID-19. Трое из них умерли. 

Присоединяйтесь к Instagram Liga.net – здесь только то, о чем вы не можете не знать

Опираясь на опыт других стран, можно предположить, что карантин продлят. Что может ожидать учеников, учителей и их родителей? Чтобы найти ответы, LIGA.net  расспросила экс-министров образования Лилию Гриневич и Анну Новосад, депутата и члена образовательного комитета Инна Совсун, а также образовательных экспертов. В Минобразования от комментариев воздержались. Есть три потенциальных сценария, которыми может пойти украинское образование.

Сценарий 1. Карантин продолжат, продлится дистанционное обучение

“Главная цель карантина – ограничить социальные контакты, чтобы замедлить распространение коронавируса. Поэтому есть большая вероятность, что его продлят. Мало заболевших пока свидетельствует, что мы в начале трудного периода”, – говорит LIGA.net Иванна Коберник, соучредитель ОО “Смарт образование”. Експертка приводит пример Италии, где более 40 000 инфицированных и только за 17 марта от COVID-19 умерли 500 человек, и страна еще не достигла пика эпидемии.

“Мое ощущение, основанное на том, как ситуация развивается в других странах – карантин продлится как минимум до начала мая. Этому есть еще несколько причин: 18 апреля – Пасха, праздник, на который семьи собираются вместе. Затем через неделю – Проводы: семьи идут вместе на кладбище. Ну и 1 мая. Эти праздники – риск ускорить экспоненциальное увеличение количества инфицированных”, – говорит эксперт. Коберник считает, что уже сейчас надо готовиться к долгому периоду дистанционного обучения. Посидеть две недели дома, а потом все быстренько догнать, не получится.

Читайте нас в Telegram: проверенные факты, только важное

Очевидно, что новую четверть будем начинать дистанционно, добавляет Инна Демина, соучредитель “SOM.Science. Образовательный консалтинг “и руководитель учебного процесса общеобразовательной школы Claris Verbis. Она объясняет, что учащимся нужно будет знакомиться с новыми темами, а у многих из них нет навыков самообучения, поэтому часто без помощи родителей они могут относиться к задачам легкомысленно.

Мы не знаем, как работает дистанционное обучение в Украине, сколько детей в конкретной школе и классе участвуют в онлайн-уроках и работают самостоятельно, замечает экс-заместитель министра образования Инна Совсун. К тому же, дети живут в разных семьях, с разным социальным статусом, где может не быть доступа к интернету, говорит LIGA.net экс-министр образования и науки Лилия Гриневич: “Хорошо, если родители следят, что делает ребенок и занимаются ним. Но не в каждой семье так. Поэтому должен быть четкий план”.

Сценарий 2. Карантин продолжат и учебный год тоже

Если дистанционное обучение продолжат, оно не заменит на 100% обучения в классах, отмечают экс-министры образования Лилия Гриневич и Анна Новосад. Они считают, что если карантин продолжат на неопределенный срок, следует продолжать учебу летом.

Дистанционное образование по результатам учебных достижений все равно будет отставать от того, которое ребенок сможет получить в школе, считает Новосад. И страна не была до конца готова контентом, который был бы сквозным для всех предметов. “Это непопулярная мера, будем надеяться, что карантин не будет долгим”, – говорит Гриневич.

Подписывайтесь на рассылки Liga.net – только главное в вашей почте

Анна Новосад добавляет, что пока государство не выстроило мощную систему дистанционного образования. Есть отдельные курсы подготовки к ВНО и части учебных предметов. Последние два правительства инвестировали в интернет, закупку оборудования, но этого недостаточно.

“Поэтому вопрос, какой путь выберет государство: поскорее закончить учебный год или обеспечить качественное образование. Фокус должны обладать выпускные 9-11 классы, они будут проходить ГИА (государственную итоговую аттестацию – Авт.), в них будут тесты, которые играют большую роль. И лишать их одного-двух месяцев нормального обучения – неправильно”, – говорит Новосад. Важность работы с выпускными классами в этих обстоятельствах обращает внимание и Всемирный банк.

Потребность доучиваться летом будет зависеть от того, насколько большим является отклонения от плана, что и когда должны изучить ученики. Поэтому, считает Инна Совсун, в МОН есть два варианта:

1) предположить, что на карантине учились не все и даже меньшинство, и добавить к учебному году несколько недель.

2) рекомендовать учебным заведениям решать самостоятельно, продолжать ли учебный год в зависимости от того, как они оценивают результаты дистанционного обучения.

“В таком случае, если в одной школе все вежливо учились на карантине, нет нужды продолжать обучение в июне, а где надо добавлять целый месяц. Второй вариант предпочтительнее своей гибкостью, однако есть риск, что не во всех учебных заведениях на первое место поставят образовательные результаты. Возможно, кто-то не захочет утруждать себя и проводить уроки летом”, – говорит Совсун.

Сценарий 3. Стране повезет, карантин 3 апреля завершится

Тогда, когда дети вернутся в школу, следует компенсировать недостатки дистанционного обучения, говорит Лилия Гриневич: “Мне кажется, что учителям придется корректировать учебные программы, если карантин закончат третьего апреля. Особенно это касается естественных предметов, мы знаем о результатах PISA (которое показало, что с этими предметами в украинских детей проблемы – Авт.). Исследование показывает, что количество уроков, где ребенок на месте вместе с учителем исследует и учится, повышает качество ее образования”.

Экс-министр объясняет: надо будет измерить, насколько дети усвоили материалы, и компенсировать пробелы, которые у них будут. Это может привести к корректировке учебных программ и увеличения количества уроков.

Какие есть риски

Если карантин продлят и будет дистанционное обучение, с вызовами столкнутся учителя, ученики и родители.

Вызовы для учителей: адаптировать программу с оффлайна в онлайн, чего многие из педагогов не умеет, еще и мотивировать учащихся и идти по учебному плану, говорит Демина. А еще – конкурировать за внимание школьников с социальными сетями и играми. Поэтому учителям нужно срочно учиться писать планы уроков по-новому, оставлять там только самое главное, подбирать только те задачи, которые дети могут выполнить самостоятельно, без присутствия и помощи учителя, добавляет Коберник.

При этом образовательные управленцы должны помогать и поддерживать учителей, дистанционно организовать обучение для них для работы в новых условиях, считает эксперт: “Новая ситуация показала – онлайн-ресурсов, открытых платформ, уже разработанных заданий и текстов – океан”.

Вызовы для родителей: Им следует пересмотреть подходы к дисциплине и сделать акцент не на точечных “нагоняях” а-ля “ну быстро сел делать уроки!”, а системно воспитывать у детей навыки самоорганизации, считает Иванна Коберник. Демина убеждена, что история с карантином и дистанционным обучением завершится успешно только благодаря плодотворной командной работе “учителя-ученики-родители”. Поэтому важны четкие инструкции от МОН, помощь учителям и создания онлайн-курсов для учащихся.

Если карантин продлят и обучение сместится на несколько недель, следует решить вопрос с учительскими отпусками, утверждают Лилия Гриневич, Анна Новосад и Инна Совсун. У педагогов есть 56 дней отпуска, многие из них получают еще и 10 дополнительных дней социального отпуска. Традиционно их берут на летние каникулы.

“Если обучение будет длиться весь июнь, учителя не успеют “выбрать” свой отпуск летом, а в течение учебного года отпуск одного учителя означает деньги за “замену” уроков другому, денег традиционно не хватает. МОН может добавить местным бюджетам ресурсов в связи с чрезвычайной ситуацией “, – рассказывает Инна Совсун.

В научно-педагогических работников должна быть нормальная зарплата, поэтому уже надо думать о порядке использования 566 млн резерва образовательной субвенции в бюджете, объясняет Анна Новосад. Лилия Гриневич добавляет: если карантин будет очень длительным, возможно, стоит давать часть отпуска учителям на часть карантина, чтобы они ее не теряли.

Если угроза коронавируса не пройдет, это может затронуть всю систему образования. Тогда, возможно, придется сдвигать ВНО, связанное с вступлением в вузы. МОН иметь различные варианты реагирования, объясняет Новосад. Ведь уже 4 апреля должно пройти пробное ВНО, которое перенесли. И если что-то меняется, стоит точно сообщить раньше, чем 3 апреля. Следует построить четкий график, чтобы синхронизировать ВНО и будущую вступительную кампанию.

Организационные трудности, связанные с расписанием ВНО, ГИА, летних лагерей, решить можно административным решением сверху, рассказывает Инна Совсун: “Чтобы принять решение, МОН оперативно оценить, насколько эффективно дистанционное обучение и получить более или менее реальную картину”.

Лилия Гриневич добавляет, что смещение всех процессов можно рассматривать в случае, если карантин будет “очень долгим”. Трехнедельный карантин сдвинуть процессы не должен.

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Последние статьи